Мои любимые афоризмы о воспитании

Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. (Макаренко А. С.) Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. (В. О. Ключевский) Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. (Макаренко А. С.) Кто, как не родители, должен заботиться о том, чтобы дети не только хорошо усваивали все те знания, которые дает школа, но и приучались к порядку, дисциплине, чтобы они соблюдали нормы жизни нашего общества. (Брежнев Л. И.)

понедельник, 4 февраля 2013 г.

К урокам литературного чтения

На уроках литературного чтения мы начинаем знакомство с творчеством Александра Ивановича Куприна.
У него были острые, зоркие глаза наблюдателя и охотника, широкие плечи и каменные мускулы борца, коренастая, словно вросшая в землю, фигура человека, шутя поднимавшего огромную тяжесть. Он обладал цепкой памятью и неистощимой способностью видеть «душу живую» в самых неожиданных предметах и вещах.
И судьба этого человека была необыкновенная, словно сюжет приключенческого романа.
Александр Иванович Куприн (1870—1938) с раннего детства узнал всю горечь бедности: мать, оставшаяся после смерти мужа почти нищей, отдает сына сначала в сиротский приют, потом в кадетский корпус, по окончании которого он попадает в юнкерское училище. Так, с юных лет ему открывается «изнанка жизни», насилие, принуждение, солдатская муштра с непременными, тогда еще не запрещенными, телесными наказаниями за малейшую провинность.
В стенах учебной казармы впервые властно захватила его страсть к писательству, заполнившая потом до краев всю его яркую, противоречивую жизнь. Юнкер Александр Куприн за недостойное для будущего офицера занятие — «бумагомарание» — был отправлен под арест на хлеб и воду, и первым его слушателем стал полуграмотный унтер-офицер, карауливший карцер.
Из училища Куприн был выпущен в чине подпоручика. И потянулись нескончаемые серые будни, месяцы и годы бессмысленной, отнимающей силы и убивающей душу муштры, ежедневно наблюдаемых издевательств над солдатами... Этого он не смог забыть, как не забыл и мучительных скитаний по России в поисках заработка, когда навсегда оставил военную службу.
Кем только он не был! Заводским рабочим и наборщиком в типографии, грузчиком на пристани, бродячим актером и «босяком», церковным певчим и борцом в цирке, газетным репортером и даже... медиумом (так называли людей, которые на спиритических сеансах якобы беседовали с духами умерших, словом, «общались» с потусторонним миром).
Куприн не мог не писать. Слишком жадный интерес вызывали в нем сотни людей и событий, слишком увлекало его загадочное умение рассмотреть за обыкновенным — особенное, присущее только этому человеку и даже, может быть, животному. Уже в конце своей сложной жизни, испытав европейскую славу, измученный тоской по Родине, которую он покинул и снова совсем ненадолго обрел (в 1937 году он вернулся в Россию из многолетней эмиграции и умер уже на родной земле), Куприн говорил: «Буду писать даже на заборах, если надо высказаться». Он был горд своим призванием художника: «Наблюдать человека, стараться проникнуть в тайну его мыслей, желаний, ощущений».
И жизнь, изменчивая, прекрасная и романтичная, порою страшная и трагическая, бурно, неудержимо и страстно раскрылась в его ослепительно ярких, озаренных талантом произведениях. То это исповедь, то древнее сказание, то торжествующий гимн человеческому мужеству, то мучительное воспоминание об ужасе армейских будней — повесть «Поединок», которым Куприн «вызвал на дуэль царскую армию»... От «светской хроники» в крошечных провинциальных газетах Куприн поднялся к всемирной славе гиганта русской классической прозы.
Героями темпераментных, удивительно достоверных в описании быта и все-таки романтических произведений А. И. Куприна становились люди, которым, казалось бы, «заказан» был вход в большую литературу — босяки, нищие, бродячие артисты, цирковые борцы и танцовщицы, словом, «люди без роду, без племени». Порой героями его рассказов и повестей становились животные, которых он очень любил и часто спасал от болезней и смерти.
Каждый раз читатель оказывался во власти магического дара писателя: умения преображать самые обыденные факты, добираться до глубинной сути всем известных и потому почти не останавливающих внимания событий. «Река жизни» так назван один из знаменитых купринских рассказов. Так можно было бы охарактеризовать и его творчество.
Сегодня мы встретимся с героями замечательной маленькой повести А. И. Куприна «Белый пудель», в которой происходит много волнующих событий, связанных с жизнью нищих циркачей. В этом широко известном и любимом многими поколениями маленьких читателей произведении снова и очень ярко отразились человечность, чуткость таланта писателя, умевшего рассмотреть за незначительным и обычным столько трогательного, смешного и грустного. Следуя дорогой приключений героев, среди которых не последнее место принадлежит ученому пуделю Арто, мы наверняка сумеем понять, на чьей стороне писатель, кому он симпатизирует и кого и за что презирает.
                                                                                                                                             М. Бабаева
Слушать инсценировку рассказа "БЕЛЫЙ ПУДЕЛЬ"

Комментариев нет:

Отправить комментарий